menu

Развиваем разум, чтобы исцелить мозг

Буддийская перспектива обеспечивает мощную и надежную дорожную карту для излечения от зависимости.

Оглядываясь назад, я понимаю, что жестокое обращение превратило хорошего маленького ребенка в психически больного алкоголика. Прожив таким образом 20 лет, я присоединился к АА в надежде, что возможно вести трезвую жизнь. Через год после моего выздоровления я встретил своего буддийского учителя и начал медитировать и практиковать буддийскую философию разума — самую глубокую и полезную психологию, с которой я когда-либо сталкивался. Три года спустя произошло совершенно неожиданное избавление от страданий зависимости. Я мог дышать свободно, и с этим пришло чувство прочного покоя и уверенности, что я больше никогда не буду пить. Опыт моего собственного выздоровления позволил мне развить в моей последующей профессиональной практике совершенно новое понимание взаимосвязи между мозгом и разумом.

Что я пришел к пониманию, так это то, что мое личное путешествие соединяет все необходимые точки зрения о том, как возникает зависимость и как ее можно вылечить. В большинстве случаев зависимость взрослых начинается с жестокого обращения в детстве, которое повреждает мозг и создает функциональные нарушения настроения и мышления, которые приводят к большинству зависимостей и психических заболеваний у взрослых. Когда я начинал свою медицинскую практику, западная наука полагала, что к юности мозг утратил свою прежнюю способность к радикальным изменениям, поэтому повреждения мозга, полученные в детстве, у взрослых уже не поддаются лечению. Этот взгляд не оставлял надежды на то, что дети, подвергшиеся насилию, когда-либо смогут полностью избавиться от своих страданий.

Затем, около 15 лет назад, новая наука открыла, что мозг сохраняет способность к радикальным изменениям в любом возрасте. Механизмами этого продолжающегося изменения являются нейрогенез, способность создавать новые нейроны, и эпигенетика, механизм, с помощью которого гены могут включаться и выключаться в ответ на текущий жизненный опыт. Я также пришел к осознанию того, что лучший способ взять под контроль естественные процессы роста мозга — способ сознательно изменить наш мозг и то, как мы видим мир, — это буддийские практики медитации, которым 2500 лет.

Мой супружеский и профессиональный партнер Шарон и я стали буддистами, а также профессионалами в области наркомании и психического здоровья. Чтобы более внимательно изучить, как буддийская философия разума может быть интегрирована в лечение этих расстройств, мы несколько лет назад уехали из Соединенных Штатов к тибетскому народу в изгнании в северной Индии. В течение следующих полутора лет мы переводили тибетский текст по психологии человека с буддийской точки зрения и подробно изучали материал с учеными, которых уважают за их мастерство владения материалом. Благодаря этой работе мы считаем, что раскрыли надежную дорожную карту для успешного излечения от зависимости и многих других проблем психического здоровья.

Это ваш мозг, подвергающийся насилию
Исследования изображений мозга детей, подвергшихся жестокому обращению, показывают пугающую картину. Они демонстрируют глубокие структурные нарушения во многих критически важных областях мозга, а также общее уменьшение размера мозга до 10 процентов. Поскольку функции различных областей мозга, пострадавших от жестокого обращения, стали общеизвестны, можно предсказать, какие настроения и формы поведения, вероятно, разовьются, когда эти поврежденные дети станут взрослыми. Эти исследования затрудняли понимание того, как эти дети могли когда-либо вести счастливую, здоровую, трезвую жизнь. Но в 1998 году, с публикацией исследования "Неблагоприятный опыт детства" (ACE), впервые стало ясно, с чем именно столкнутся эти дети, став взрослыми.

Исследование ACE было новаторским эпидемиологическим исследованием, которое позволило сделать две важные вещи. Во-первых, исследование охватывало практически все формы невзгод, включая:

  • Словесное, физическое и сексуальное насилие
  • Свидетельство жестокого обращения  матери
  • Развод / раздельное проживание
  • Будучи воспитанным зависимым, психически больным или преступным родителем


Во-вторых, были доступны полные медицинские и психиатрические записи по достаточно большому числу испытуемых, чтобы исследование ACE точно отражало опыт взрослого населения США.

Что показал ACE, так это то, что детские невзгоды - это опыт, который разделяют большинство из нас. Целых две трети участников сообщили, что в детстве испытывали по крайней мере один тип невзгод; 40 процентов испытали два типа невзгод, а 13 процентов пережили четыре или более.

Исследование ACE также показало, что каждая дополнительная форма невзгод, пережитых в детстве, увеличивает вероятность пристрастия к наркотикам во взрослом возрасте в два-четыре раза. Целых две трети случаев употребления инъекционных наркотиков взрослыми напрямую вызваны жестоким обращением в детстве. Более того, у тех, кто в детстве подвергался шести или более формам жестокого обращения, вероятность употребления инъекционных наркотиков во взрослом возрасте была на 4600 процентов выше по сравнению с теми, кто не испытывал никаких невзгод. Корреляции такого масштаба беспрецедентны в истории эпидемиологических исследований.

Конечно, наркомания у взрослых - не единственный результат жестокого обращения в детстве. Среди областей мозга, поврежденных в результате жестокого обращения в детстве, у детей, подвергшихся жестокому обращению, гиппокамп может быть на 15 процентов меньше нормы. Поскольку гиппокамп - это область мозга, участвующая в регулировании эмоций, маленький гиппокамп предсказывает не только депрессию у взрослых, но и самоубийство. Исследование ACE показало, что 65 процентов всех самоубийств среди взрослого населения США напрямую связаны с жестоким обращением в детстве.

Вспышка зеленого
Реальность широко распространенного жестокого обращения с детьми и возникающих в результате зависимостей, депрессий и самоубийств, выявленная в исследовании ACE, стала еще хуже из-за убеждения науки в том, что мозг взрослого человека неспособен к самоисцелению. Как медицинский работник, пытающийся помочь хорошим людям, охваченным этими страданиями, я искал знак выхода.

Но примерно в то же время произошла вспышка зеленого цвета: ярко-зеленые огоньки новорожденных нейронов на микрофотографии гиппокампа. Нейрогенез! Если и есть в мозге место, где новые нейроны могут принести наибольшую пользу человеку, страдающему зависимостью или депрессией, то это гиппокамп, главный центр способности мозга к новому обучению и запоминанию. Оказалось, что каждый день рождается достаточно новых нейронов, чтобы легко восстановить гиппокамп, сморщенный жестоким обращением в детстве, до нормального состояния.

Конечно, новое открытие означало, что нейроны рождаются постоянно и так было всегда. Мы просто не осознавали этого. Мы также не понимали эпигенетику, молекулярную машину, которая обладает способностью выключать и включать гены в ответ на новый опыт обучения. Другими словами, то, что происходит в нашей повседневной жизни, отдает этим новым зеленым нейронам соответствующие приказы: сообщает им, куда мигрировать и как подключиться к уже существующим нейронным цепям гиппокампа.

Как ученые, мы застряли в неправильной истории. По иронии судьбы, одним из ключей к новой истории является революционная сила нового обучения. Новое обучение не означает приобретение простых данных, таких как 1 + 1 = 2; вместо этого оно включает в себя критические новые идеи, такие как: “Эй, может быть, я все-таки хороший человек!” Такие новые истины немедленно начинают конкурировать с ложью о жестоком обращении в прошлом, что обычно оставляет детям преобладающее сообщение “ты плохой и нежеланный”. Благодаря постоянному обучению и опыту послание “хороший человек” может заменить послание “плохой ребенок” и доминировать над ним, поскольку мозг буквально изменяет себя.

Волна становления
Современная наука позволила глубже понять, что то, кем мы являемся в любой момент, можно рассматривать как волну становления, непрерывно изменяющуюся под воздействием развивающегося опыта. Однако для большинства из нас движущаяся волна того, кем мы становимся от момента к моменту, разворачивается из случайного и неуправляемого опыта и приводит к случайным и неполным изменениям. Итак, если мы были повреждены в детстве, наши текущие переживания будут иметь тенденцию проявляться во взрослой зависимости и депрессии. И все же этот прогресс не является неизбежным. Это происходит потому, что мы не понимаем процесса и не уделяем ему пристального внимания. Мы не осознаем, что можем изменить не только то, что мы думаем, но и то, как мы думаем, как мы воспринимаем самих себя и каким человеком мы станем. По иронии судьбы, лучшими инструментами для такого рода сознательного формирования мозга являются практики медитации, разработанные 2500 лет назад Буддой, который уже тогда понимал, что “Кем мы думаем, тем мы и становимся”.

Когда мы медитируем, мы сознательно используем наш разум, чтобы приказать определенным областям мозга действовать и стать сильными. Если это кажется трудным, имейте в виду, что мы постоянно делаем это другими способами. Например, когда разум приказывает мизинцу пошевелиться, мозг определяет, какую область моторной коры активировать, находит правильные нервные пути к соответствующему пальцу, и палец шевелится. Хотя сейчас это движение кажется врожденным, в младенчестве требовалось много практики, чтобы научиться этому.

Благодаря сканированию мозга мы знаем, что позитивные психические состояния являются результатом совместных усилий многих областей мозга, работающих вместе в связанном нейронном контуре. Области, ответственные за эти положительные эмоции, как раз те, которые наиболее ослаблены жестоким обращением в детстве. По мере того, как мы учимся фокусироваться и поддерживать работу этих областей мозга во время медитации, они укрепляются и восстанавливаются. На самом деле это не так уж отличается от обучения в детстве двигать мизинцем. Но в данном случае мы исправляем повреждения детства.

Будда и его последователи развивали свою мощную психологию в течение многих жизней интенсивной внутренней работы, но теперь мы знаем, что процесс изменений может быть довольно быстрым. Недавние исследования показывают, что активность в областях мозга, ответственных за сосредоточенное внимание, усиливается всего после четырех часов практики медитации. Для роста новой ткани требуется всего одиннадцать часов практики.

Идеи тренировки разума из буддийской психологии, практикуемые с сосредоточенным вниманием, приобретенным при помощи простых техник медитации, дают нам возможность оставаться в “настоящем моменте” на самом краю волны возникающего становления. Делая это, мы намеренно, а не случайно, задействуем и направляем силу нейрогенеза и эпигенетики на исцеление ран прошлого и восстановление нашего права быть тем, кем мы выбираем. Для меня первым моментом нормального функционирования мозга стало прозрение трезвости в процессе выздоровления.

Три основы добродетели
1. Непривязанность: состояние ума, при котором объект правильно видится таким, какой он есть, без искажения его природы, и осознается, что он не может служить источником нашего счастья.

2. Отсутствие опасности: психическое состояние, которое не только не желает причинять вреда объекту, но и видит страдающую природу объекта и желает облегчить страдания объекта.

3. Отсутствие замешательства: ментальное состояние, требующее мудрости, чтобы увидеть истинную природу объекта, свободную от фальсифицирующей фабрикации заблуждающихся ментальных событий.

Высшая добродетель: безошибочно видеть себя и все объекты такими, какие они есть на самом деле. Это ментальное состояние, которое требует мудрости, высочайшего духовного достижения и взгляда на конечную природу реальности, который освобождает нас от любой возможности привязанности, гнева или замешательства.

Четыре шага к выздоровлению
1. Избавление от зависимости начинается с практики простых техник медитации, которые укрепляют области мозга, ответственные за концентрацию ума. Как только мы сможем сосредоточить наше внимание на любом выбранном нами объекте, мы обращаем этот инструмент внутрь, как линзу, чтобы наблюдать за нашими мыслями и чувствами, когда они возникают в нашем уме.
2. Второй шаг - это урок из буддийской психологии, который предоставляет относительно короткий список функций, которые может выполнять разум. Список позволяет нам начать идентифицировать и называть мысли и чувства, которые возникают в нашем уме. Упорядочивая наш внутренний мир таким образом, мы привносим ощущение порядка в то, что часто является массой беспорядка.
3. Третий шаг - присвоить этим психическим функциям моральную ценность: либо вредную, либо полезную. Это простое разделение позволяет нам начать наблюдать, как наши психические состояния вызывают поведение, которое имеет хорошие и плохие последствия в нашей жизни. Это, в свою очередь, дает нам возможность впервые увидеть, как деятельность нашего собственного разума создает страдание или счастье, которые мы испытываем. Мы приходим к пониманию того, что страдание - это не наша судьба.
4. В конечном счете, нам нужно выйти за рамки простого понимания того, как функции нашего собственного разума вызывают страдание или счастье, которые мы испытываем. Нам нужно сознательно модулировать наши ментальные состояния так, чтобы, в конечном счете, только позитивным ментальным функциям было позволено действовать в качестве мотивирующей силы, стоящей за нашими действиями. Эти практики являются ядром буддийской психологии.


Дэвид Хендрикс, доктор медицинских наук.

Категория: Здоровье и красота | Добавил: Авилина (11.06.2023)
Просмотров: 135 | Теги: исцеление зависимостей | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar